Связан и довольно прилично! От чего вообще происходит толчок на полностью казалось бы исправной машине? От рассогласования работы движка и коробки. Мозг коробки видят, что достигнута определенная скорость на определенной передаче и решает, что пора переключаться. При этом мозг надеется, что после переключения обороты упадут не ниже определенного уровня и будет определенный крутящий момент, в связи с чем скорость переключения передачи будет опять же определенная (система то та же как и с сцеплением от ноги - отключил диски, включил передачу, включил диски). НО!
Плохие свечи не дадут например нужного крутящего момента или оборотов в момент переключения и оно произойдет с толчком, ну как будто педаль сцепления резко бросил. Вот вам и толчок или пинок. Но чем выше скорость и передача, тем это меньше чувствуется, как впрочем и на механике тоже - силы инерции сглаживают. Точно так же влияет и качество бензина, неотрегулированность узла ДЗ, подсосы и т.д. Так что один из показателей идеальной работы движка и коробки - отсутствие толчков при переключении.