как и полагается, отчёт.
приехала помпа, 21010-31U85, в комплекте два кольца, коричневое для границы с маслом и чёрное для границы с антифризом.
поскольку я понятия не имел, что заливалось раньше, патрубки текли и я всё время доливал тосол-синтез felix carbox g12+, в общем и целом литров 12 ушло за всё долгое время.
последний месяц решил доливать концентратом, не размешивая, купил ликви моли 2001 плюс (g12+) и лил в расширительный по мере необходимости.
с приходом весны сделал патрубки, сменил эти сраные старые хомуты (которые перерезают патрубки) на нормавские, и думал, что отлично, теперь ничего нигде не будет бежать.
хрен то там, полилась помпа. или её время пришло, или выросшее давление (патрубки то не сопливят теперь), или действие концетрата ликви моли, или годовое использование тосол-синтеза. что теперь гадать. замена

как снять помпу?
я конечно же нашёл кучу тем в поиске, открыл мультмедийный мануал по ремонту и приготовился во всеоружие.
кстати, засвистел сука ролик (в соответствующей теме интересовался, какой номер, можно ли поставить другой), его за компанию и поменял, в сборе, на оригинал.
помните с чего начинался рассказ? я не знал, что внутри делается с антифризами. поэтому, купил ликви моли промывку 300 мл у оф дилера (я уже потом узнал, что бывает потребительская объёмом 300 мл и проф серия, объёмом литр).
залил её в радиатор, до этого откачав шприцом часть антифриза, чтобы она вошла. и поездил часа два, пока забрал помпу и ролик, пока купил медицинскую дист воду, пока переоделся.

ямы нет, подъёмника нет. домкратим переднюю правую сторону, снимаем защиту снизу, снимаем защиту на арке. кстати, там два нормальных болта и два чуда инженерной мысли косоглазых: шуруп с пластиковой шляпкой (на таких же держится воздухозаборник), я не знаю какому мозговому гиганту пришла в голову эта идея, ему бы в голову их вбить. как вы уже поняли, пластиковая шляпка приходит в негодность сразу же.
материмся, снимаем/отгибаем защиту.

читаем про снятие ролика, ослабляем гайку на ролике, потом натяжитель, откручиваем гайку на ролике и снимаем его. откручиваем натяжитель и тоже его снимаем.

как промыть? решено в три этапа. откручиваем расширительный, сливаем с него, отвинчиваем сливную пробку на радиаторе, сгоняем всё, продуваем.
жидкость была красной, чуть-чуть мутной, никакой грязи.
попытка отвинтить болт на первом блоке (ближе к радиатору) не принесла успехов, как приварена.
снимаем два патрубка, ведущие к термостату, отвинчиваем две гайки сверху снизу, ещё две шпильки побокам. и кожух термостата выходит вместе с ним. (в инструкции писалось, запомните, как располагается термостат. не запомнили. потом по картинкам выяснилось, что экраном к верху). как снять термостат из кожуха? легко, надо лишь открутить секретки - они легко закручиваются и также легко проскальзывают на откручивание. потраховшись с ними, термостат в руках, крышку ставим на место, подсоединяем патрубки.
снимаем нижний патрубок с радиатора, снимаем верхний с радиатора. суём шланг (керхера, к примеру) в верхний и включаем воду.
что полилось? розовая вода с ПЕНОЙ. МНОГО ПЕНЫ. такое чувство, что ликви моли - это шампунь. пролили 30 литров дист воды через блок. в конце шла водичка, чистая, чуть-чуть мутная от пены. затрахавшись, делаем всё обратно - снимаем патрубки с термостата, вставляем его, садим кожух на герметик, подсоединяем патрубки.

этап два, промывка радиатора. подсоединяем верхний патрубок к радиатору, снимаем верхний патрубок с блока, суём в него керхер.
вода сливаться будет с нижнего штуцера, мы ведь патрубок обратно не ставили.
промываем. 20 литров, вода шла опять розовая с пеной, потом прозрачная, чуть мутная, немного пены в конце.
соединяем все патрубки.

конец первой части
 
часть вторая, теперь помпа.
читаем инструкцию, форум, делаем. 4 болта на крышке, она металлическая, сбиваем её.
о да, к натяжителю хрен подлезешь.
снимаем обратку с бачка гура (отсоединив конец патрубка около метал трубки, так удобнее сливать) сливаем жижу, отсоединяем второй патрубок, откручиваем три болта на креплении бачка, убираем всё это в сторону.
4 болта на крышке натяжителя. откручиваем, сбиваем крышку (удобно делать металлической палкой, идующей к стандартному домкрату, у неё одна сторона как плоская отвёртка).
прочитав, что поршень удобно вдавить этой же металлической палкой пробуем. у кого-то это получилось? там нету места (максима а32 3.0) на это, никак.
чем удобно? ножницы-утконосы, у них загнутые края, поршень загоняем внутрь, вставляем скрепку. поворачиваем колено на 20 градусов против часовой.
думаете цепь на звёздочках насоса ослабла? нифига. держится отлично. ещё крутим колено. опять никак. пропрыгав около этого с час (в одной из тем было сказано "про***вшись 1,5 часа со снятием помпы без снятия натяжителя...") было решено снять натяжитель, выкручиваем два болта натяжителя и он у нас в руках. ещё чуть поворачиваем колено.
теперь цепь отлично уходит в сторону.
откручиваем 3 болта помпы, берём два М8 длинных, роняем один из них в цепной блок (где он теперь? в картере?), берём ещё один и закручиваем в эти же отверстия, сверху и снизу, помпа начинает выходить. чуть воды слилось в дренажное. помпа вышла! вытаскиваем шестернёй кверху.
смотрим на неё, чёрное кольцо стало плоским, но оно ровное. ржавчины на лопостях нет. коричневое кольцо такое же, округлое, ровное. я почти уверен, что "21049-31U03 Кольцо уплотнительное" это и есть чёрное кольцо, на экзисте цена ему 173 рубля. и почти уверен, что помпа целая, только из-за того, что кольцо стало плоским, стало пропускать, и лился антифриз.
одеваем новые кольца на новую помпу, смазываем маслом и антифризом, садим помпу обратно, закручиваем три болта медленно. всё, цепь сама легла на шестерню.
ставим поршень с натяжителем назад, прикручиваем два его болта, возвращаем колено в начальное положение (градусов 35 по часовой), берём герметик (под рукой был красный abro-США, заявляется как RTV), мажем крышки, садим на место, прикручиваем болты.
далее ставим натяжитель, прикручиваем. одеваем ролик, затем две шайбы, чуть прикручиваем ролик, накидываем ремень (чуть подняв натяжитель вверх легко это сделать) затягиваем гайку натяжителя, затягиваем ролик.
прикручиваем бачёк гура, ставим все его патрубки.
ставим на место расширительный бачёк радиатора, подключаем к радиатору.
заливаем жидкость в гур, в радиатор заливаем антифриз: выбрал SWAG 9991 9400, G12+, германия, 4,5 литра концентрата, доливаем дист воду.
заводим. шуммииииитттт. газуем до 3000 тысяч, держим две минуты, глушим.
открываем медленно крышку радиатора, и оттуда, сука, пена! хренов ликви моли, этим шампунем их самих надо помыть.
закрываем крышку, снова заводим, шум цепи пропал, греем до открытия термостата. прогрели, термостат открылся, доливаем в расширительный бачёк. доливаем в гур.
ставим защиту на арке, снизу, прикручиваем колесо, убираем домкрат.
миссия выполнена.
первый раз, ушло 9 часов.
на второй было бы быстрее.
тезисы: 1. снять сливное с блоков сложно.
2. зафиксировать поршень в натяжителе и снять его.
3. не лить ликви моли для промывки.
4. закручивать болты магнитными головками.
 
CMikhail сказал(а):
нифига. держится отлично. ещё крутим колено. опять никак. пропрыгав около этого с час (в одной из тем было сказано "про***вшись 1,5 часа со снятием помпы без снятия натяжителя...") было решено снять натяжитель, выкручиваем два болта натяжителя и он у нас в руках. ещё чуть поворачиваем колено.
теперь цепь отлично уходит в сторону.
Курите мануал, там все написано.
CMikhail сказал(а):
откручиваем 3 болта помпы, берём два М8 длинных, роняем один из них в цепной блок (где он теперь? в картере?), берём ещё один и закручиваем в эти же отверстия
А если бы при запуске собрало цепи в кучу и позагинало клапана?
CMikhail сказал(а):
смотрим на неё, чёрное кольцо стало плоским, но оно ровное. ржавчины на лопостях нет. коричневое кольцо такое же, округлое, ровное. я почти уверен, что "21049-31U03 Кольцо уплотнительное" это и есть чёрное кольцо, на экзисте цена ему 173 рубля. и почти уверен, что помпа целая, только из-за того, что кольцо стало плоским, стало пропускать, и лился антифриз.
А я не уверен. Даже если и так, то не уверен, что через месяц не начало бы течь уплотнение на валу или не завыл подшипник, помпе 15 лет.
 
Болт в картер врятли провалится, скорее всего лежит у сальника коленвала. Так что еще все впереди, может и подняться за счет завихрений масла на высоких оборотах.