Нарекания на плохое качество бензина (несоответствие заявленному октановому числу топлива на автозаправках), традиционные отказы ДД (код 34) и слабое место Cefiro - генератор, побудили меня разработать и изготовить устройство, которое уже более года успешно эксплуатируется на моем автомобиле.

Устройство разработано на базе давно известных схем индикатора работы датчика кислорода (ЛЗ) с некоторыми полезными доработками. Оно может использоваться не только на двигателях Nissan, но и на других марках современных автомобилей, использующих принцип адаптивной регулировки угла опережения зажигания по сигналам, поступающим с ДД в центральный блок управления (ECU). Высокая полезность устройства очевидна при чип-тюнинге, турбировании и настройке двигателей.

Устройство, схема которого показана на рисунке:
indicator4.jpg


Cобрано в корпусе заглушки резервной кнопки приборной панели на микросхеме LM3914N способом навесного монтажа с использованием малогабаритных элементов (SMD).

В качестве сигнальных элементов использованы прямоугольные цветные светодиоды (3-и желтых, 4-е зеленых и 3-и красных) с близкими токовыми характеристиками. Выбор режимов работы прибора производится DIP переключателем.

Вид со стороны деталей (после окончательной сборки и проверки необходимо залить бесцветным силиконовым нетокопроводящим герметиком):
indicator3.jpg


Подключение выполнено с помощью посеребренных контактных "иголок" непосредственно к разъему ECU (можно подключиться к разъемам самих датчиков). На схеме показаны точки подключения применительно к ECU рестайлинговой Cefiro 97г. (для Maxima - смотреть в руководстве). Точки подключения к ECU других моделей автомобилей можно посмотреть в документе.

Некоторые замечания при изготовлении:

Сигнальная проводка от устройства к ECU должна быть выполнена экранированным многожильным проводом (я использовал 4 жилы в экране), экран необходимо соединить с "-".

Для исключения взаимного "засвечивания" соседних светодиодов, необходимо на одну грань каждого светодиода (учитывая цвет и полярность последующего подключения) наклеить кусочек самоклеющейся непрозрачно пленки, желательно блестящей. После этого все 10-ть светодиодов необходимо собрать в "ряд" временно стянув нитками (чтобы диоды не “расползались” в руках, поможет их насаживание выводами на линейку или вкалывание в пенопласт). Как правило, поверхность заглушки не плоская, поэтому это нужно учитывать при сборке диодов. Собранную диодную конструкцию необходимо со стороны выводов проклеить толстым слоем полимерного клея (я использовал клей для потолочной плитки) сразу вместе с DIP переключателем.

После того как клей высохнет, плюсовые выводы светодиодов выгнуть пинцетом вблизи корпусов и спаять, минусовые выводы светодиодов укорачиваются и припаиваются к соответствующим выводам микросхемы (это добавляет жесткость конструкции).

В корпусе заглушки, под полученную конструкцию необходимо сделать фигурный пропил с помощью сверла и надфиля:
indicator.jpg


В идеале собранное и вклеенное герметиком в заглушку устройство должно выглядеть примерно так:
indicator1.jpg


Проверку устройства необходимо проверить на всех режимах путем подачи напряжений известного потенциала, при номиналах элементов указанных на схеме настройка, скорее всего не потребуется.

Вид устройства установленного в автомобиль:
indicator2.jpg


Рабочая шкала напряжений в режимах работы устройства:
  • ЛЗ - 0 - 1,0V (точность 0,1V);
  • ДД - 0 - 5,0 V (точность 0,5V), шкала подстраивается резистором R4;
  • Bat - 10 - 15 V (точность 0,5V), при замене на 12-ти вольтовый стабилитрон - шкала 12 - 17 V.
Работа устройства:

Основным достоинством устройства является возможность контроля детонационных свойств бензина и работы ДД. В режиме контроля работы ДД и ЛЗ устройство имеет высокое входное сопротивление (более 5 Мом), поэтому влияния на работу штатной системы управления двигателем не оказывает. Однако, во избежание случайного появления «кода 34», переключение на режим контроля работы ДД и обратно, желательно производить на остановленном двигателе, переключение остальных двух режимов (ЛЗ, Bat.) можно производить «на ходу».

Работа устройства была проверена на искусственных смесях бензинов на двигателе VQ25DE (ОЧ смеси при испытаниях умышленно понижалось подмешиванием низкооктанового бензина АИ-80). При испытаниях определялась детонация, а также измерялся расход топлива в городском цикле. За наличие детонации принимались скачки напряжения более 3,5V (кратковременные вспышки красных светодиодов).

Результаты приведены в таблице:
Состав бензиновой смеси
Наличие детонаций
Относительный расход, %
АИ-92(100%)​
детонаций нет​
100​
АИ-92 (96%) + АИ-80 (4%)​
практически нет​
100​
АИ-92 (90%) + АИ-80 (10%)​
еденичные​
100​
АИ-92 (75%) + АИ-80 (25%)​
есть​
108​
АИ-92 (50%) + АИ-80 (50%)​
есть​
116​

Необходимо отметить, что даже при двукратном разбавлении низкооктановым бензином (разбавлять дальше я не решился) детонация на слух не определялась, хотя прибором фиксировалась!

В заключение добавлю, за год эксплуатации устройства мне пришлось отказаться от услуг двух городских автозаправок, (внес для себя в «черный список») на которых раньше постоянно заправлялся.

При перепечатке материала ссылка на автора или сайт источника-оригинала www.cefiro.ru обязательна.
 
Автор статьи
https://www.cefiro.ru/members/458/