den-re.com

Цефирядник
24.12.2008
196
0
61
41
Уважаемые Цефироводы, в связи с тем, что с сотрудниками ДПС и прочими службами от автотранспорта встречаемся мы часто и, как правило, не по своей воле, предлагаю обсуждать здесь юридические и просто человеческие вопросы касаемо таких встреч.

Для начала предлагаю ознакомиться (а кто-то просто освежит в памяти) раздел "Остановка транспортного средства" пункт 63 Приказа МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"

"Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются":
- установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
- наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
- необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
- выполнение распорядительно-регулировочных действий;
- необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
- необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
 
И первым постом хочу поделиться с вами случаем из своей практики.
В городе "З" на "Т-образном" равнозначном перекрестке двигалась автомашина, водитель посмотрел направо, так как перекресток равнозначный, то пропустить машину приближающуюся справа - это святое, справа приближался грузовой авто медленно и расстояние до него было не менее 50 метров. Водитель прикинул, что спокойно проедет данный перекресток не помешав грузовику, что он и сделал. Через 300 метров у магазина он останавливается, берет вещи и выходит из авто, собрался в магазин. Тут ему дорогу преграждает патрульная машина ДПС из приоткрытого окошка которой некий капитан заявляет, что, мол уважаемый, правила нарушил, грузовик не пропустил.
Не вдаваясь в особенные подробности скажу только что было вынесено постановление о наложении штрафа, которое было обжаловано в суде. В суде кроме как свидетельские показания сотрудников ДПС в качестве доказательств не было представлено более ни чего. Судья решает данное дело в пользу ДПС с формулировочкой: "Податель жалобы хотел просто избежать ответственности за нарушение". В общем любимое обоснование судьями своих решений: "Нет оснований не доверять сотрудникам ДПС".
Нами была подана жалоба на решение судьи в областной суд, посмотрим, как показывает практика и областные суды иногда такими формулировочками заворачивают жалобы автолюбителей.
 
Еще один интересный случай.

Вы сидите в припаркованном автомобиле и расслабляетесь, а доблестные сотрудники ДПС вытаскивают вас из автомобиля и отправляют на медицинское освидетельствование (в лучшем случае), и через месяц судья лишает вас прав.

Здесь есть три момента:
1. Правила дорожного движения пункт 1.2:
- водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
- участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства;
- дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
- дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Вывод: Поскольку перемещения нет, человек за рулем стоящего вне дороги автомобиля, даже с заведенным двигателем, водителем не является.

Внимательно читайте название статей КоАП. Например, 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения».

О каком «управлении» может идти речь, если машина припаркована? На всякий случай, если у "товарища" плохо с государственным языком Российской Федерации, привожу цитату из словаря: «Управлять - направлять ход, движение кого-нибудь, чего-нибудь».

Возите с собой еще какой-нибудь документ, удостоверяющий личность. Если машина стоит вне дороги и вы не являетесь водителем, то вы имеете полное право не предъявлять водительское удостоверение.
 
den-re.com сказал(а):
Еще один интересный случай..
Это действительно случай или байка?
У нас за такое лишают без всяких отговорок.....
Хотя теоретически можно оспорить в суде...
 
ИМХО: обсуждать эти моменты можно бесконечно ввиду присутствия многих побочных факторов.
Думаю ветка будет полезной, если мы будем описывать реально произошедшие события, их результаты и методы решения. :?
 
Для Андрея_Сургут: Случай действительно реальный, но не из моей практики. И на просторах интернета я находил не мало людей, с которыми такое случалось. Так что есть над чем задуматься.

Для Emax: готов оказывать посильную помощь, опыт юридической работы имеется и, в частности, с ДПС/ГИБДД иногда "посуживаюсь".

С моей стороны, буду выкладывать интересные моменты касаемо всяческих контактов с ДПС, с вашей, рассказывайте о своих случаях, будем их сообща разбирать.
 
Продолжаем дальше.

Нередки случаи когда стоит доблестный сотрудник ДПС чешет там себе чего-то, вы его уже практически проехали и вдруг ему что-то сильно бьет в голову (документы ваши он захотел посмотреть, например) и как профессиональный трубач дует в свисток и как вентилятор машет палкой. Вы его не заметили или заметили очень поздно, слышите свисток но не видите перед собой сотрудника, что делать?

СМЕЛО ПРОДОЛЖАЙТЕ ДВИЖЕНИЕ! Почему сейчас расскажу.
Есть всеми сотрудниками ДПС любимый приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. номер 185, называется он очень длинно: "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" и утверждает он этот самый Административный рекламент. Любимый ими он потому, что они до 1 сентября 2009 г. сдавали по нему зачеты и периодически теперь они его будут сдавать (как в свое время сдавали 297 приказ, но это уже история).

Так вот в этом самом регламенте есть пункт 22, в котором сказано: "Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения".

Так что если задумался сотрудник и в последний момент махнул своей "волшебной палочкой", то вы не обязаны немедленно кидаться к нему и падать перед ним на колени как перед иконой. Если уж очень хочется, можете остановиться в соответствии с правилами дорожного движения (только, я думаю, вы далековато от него проедете) и не выходя из авто ждите пока он сам к вам подойдет (в следующий раз подумает махать ли в последний момент, ходить-то они не любят).

Вот еще несколько интересных пунктов того же регламента:
Пункт 64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.
При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
Пункт 65. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
Пункт 66. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения. В этом пункте указано несколько исключений, можно остановить в местах где правилами запрещено останавливаться в случае если вы совершаете или совершили уголовно наказуемое деяние, то есть преступление, если вы являетесь реальной угрозой для жизни или здоровья других участников движения и их имущества, а также в тех случаях когда место остановки обозначено патрульным авто с ВКЛЮЧЕННЫМ СВЕТОВЫМ СИГНАЛОМ или другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
Пункт 67 многие сотрудники ДПС просто забывают, а он говорит следующее:
Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
А пункт 20 говорит: При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

В любых случаях контактирования с сотрудниками надо иметь ввиду, что статьей 12.25 Кодекса об административных правонарушениях за сотрудниками ДПС/ГИБДД закреплено право штрафовать вас в случаях: "Невыполнения требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства". Не предоставление сотруднику милиции (или иным лицами, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортное средство) свою любимую машинку влечет за собой штраф от 100 до 200 рублей (я лучше заплачу деньги, чем отдам ему свою машину), а невыполнение ЗАКОННОГО требования сотрудника милиции об остановке - штраф от 200 до 500 рублей. Но не стоит этого пугаться так как доказать документально, что действия инспектора были понятны вам – с предъявлением аудио-видеозаписей или снимков, сделанных с помощью аэрофотосъемки – НЕВОЗМОЖНО!

Есть еще статья 19.3 "Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы". Но и по данной статье привлечь очень сложно, тем более, что про остановку ТС - это статья 12.25 описанная выше.
 
Пойдем дальше. Вас все же остановили как того требует законодательство, то есть вам были понятны телодвижения инспектора и вставать там где он указал можно, что делать?

Первое, включаем поворотник и не прибегая к экстренному торможению останавливаемся, пусть даже и не там где он указал, нам же надо место для того чтобы скорость сбросить (а ведь на трассе скорость разрешена до 90 км/ч, и чтобы остановиться с такой скорости надо время и место).

Второе, не спешите выходить из авто, это ваше право но не обязанность, в предыдущем посте я уже указывал пункт 67, остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю.

Открытым остается вопрос, какое время инспектор может у вас отнять, в 297 приказе, который ныне не действует было написано, что минимально короткое, а вот в 185, который действует сейчас сказано более конкретно пункт 76 "По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение, за исключением случаев его задержания или доставления". Раньше было просто указано, что на минимально короткий срок можно останавливать ТС, а сейчас все стало ясно, остановил для проверки документов, на проверь их, посмотрел? Документы в порядке? Все, отдавай документы и я поехал дальше. Есть нарушения? Пожалуйста, составляй административные документы и по окончании их составления, я поехал дальше и так далее.

Бывают и такие инспекторы, которые нарочно затягивают составление протоколов и прочих административных документов, в таком случае потребуйте составить протокол задержания, дав понять сотруднику, что просто так по собственному желанию держать вас он не имеет право и что его незаконные действия будут обжалованы.

При обращении к вам, водителю, инспектор обязан представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, кратко сообщить причину остановки. Не спешите передавать ему свои документы, если он не выполнил требования изложенные выше. Чувствуете, что что-то не так, остановили вас без видимых причин например, требуйте у инспектора удостоверение и переписывайте на листочек бумаги имя, фамилию, отчество инспектора, номер его удостоверения и от куда он такой "веселый", где служит, в удостоверении написано. Потребуйте сообщить вам номер его нагрудного знака, можете его и сами переписать, если увидите эти маленькие циферке на его значке. Только в таком случае можно будет ему отдавать ваши документы, у вас хотя бы есть его "координаты" и можно будет на него жалобу подать. Лучше если с вами в авто есть еще пассажиры, в таком случае у вас есть свидетели, при которых вы передадите инспектору свои документы, а то не редки такие случаи, когда очень "умные" и хитрые инспектора кладут себе в карман один из ваших документов и заявляют, что у вас не хватает такой-то бумажки, на ваше - я же вам все дал, они только ухмыляются, ситуация очень гадкая. Как с этим бороться? Хорошо если у вас с собой видеокамера...

Отдав документы не стоит бегать за инспектором, спокойно сидим в авто и слушаем что он нам говорит, выходить из авто это ваше право, но не обязанность.
Сотрудник вправе предложить вам выйти из авто в следующих случаях (это пункт 70 регламента):
- необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
- занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Но опять же это сотрудник вправе предложить, но не обязать.
 
Самая распространенная ситуация, остановили вас, проверили документы (зачастую проверка документов на дороге не законное действие сотрудника ДПС), придраться не к чему, тут изобретательные сотрудники заявляют, что вы не пристегнуты РЕМНЕМ БЕЗОПАСНОСТИ.

Спокойно заявляйте инспектору, что вы были пристегнуты ремнем во время движения, а когда остановились, для того, чтобы достать документы, отстегнули ремень, ведь в стоящей машине ни водитель, ни пассажиры не обязаны пристегиваться ремнями безопасности. Не стоит, если они есть, прятать задние ремни безопасности под кресло, ведь если такие ремни предусмотрены конструкцией ТС, то они тоже должны использоваться пассажирами, а если они спрятаны под кресло, ваше утверждение, что пассажиры были пристегнуты, будет звучать, мягко говоря, глупо.
 
den-re.com сказал(а):
и не выходя из авто ждите пока он сам к вам подойдет

По своему опыту: с годик назад пробовал я не выходить из машины, когда меня останавливали нами всеми любимые сотрудники ДПС, так вот какую закономерность для себя уяснил: ИМ СРАЗУ НУЖНО ПРОВЕРИТЬ БАГАЖНИК, и тебе все равно приходиться выходить из машины.
И еще, заметно сразу - когда выходишь из машины, "придрок" с их стороны на много меньше.
Поэтому сейчас выхожу из машины, если могу выйти))) шутка:)
 
согласен не выходишь из машины, просят открыть багажник, открываю кнопкой, типа открыт смоти, просят открыть крышку багажника.
вот реальный случай!
останавливают за скорость сам знаю, согласен, иду к ним в машину, пишут протокол, тормозят ваз 06, забирают документы и несут в машину дпс, далее тормозит ещё одну тачку, та не останавливается, инспектор бежит в машину, а место занято мной, кричит давай за ней, тот,что писал мне говорит вылазь, я документы дай, документы отдали, выскочил из машины, а они рванули в погоню. самое прикольное, лица пацанов в ваз 06, типа а где документы наши? я поехал дальше так и неподписав протокол, а пацаны остались ждать. выод отдал документы - номер машины или гайца надо зафиксировать. жалко пацанов, кае ехать и когда это будет?
 
Вижу проблем много.
По поводу выходить из авто или нет, личное дело каждого, лично я не придерживаюсь ни одной из этих стратегий, все зависит от ситуации, если я тороплюсь и в машине у меня пассажиры, дабы быстренько от них отмазаться (от ДПС'ников), выхожу и отдаю документы. Как правило проверяет документы и еду дальше.

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТДАТЬ ДОКУМЕНТЫ, Я ЕГО СПРАШИВАЮ О ПРИЧИНЕ ОСТАНОВКИ!
Если говорит проверка документов (хотя это и не законно вне стационарного поста), отдаю, пусть проверит, успокоиться и я еду дальше, но если он мне говорит, что я что-то нарушил или, еще хуже, он хочет залезть в мой багажник, вот тут я начинаю "работать" его по полной программе, это СЕРЬЕЗНО.
 
В связи с наметившейся темой, продолжаем наш ликбез.

Нередки случаи когда после проверки ваших документов сотрудник ДПС, вдруг заявляет вам: "Откройте багажник!". Тут вы должны хорошо знать свои и его (ДПС'ника) права.

Понятие "Откройте багажник" на юридическом языке называется "Досмотр транспортного средства" и регламентирован он статьей 27.9 КоАП (Кодекс об административных правонарушениях). Так как приказ МВД №185 - это большая "солянка" выжимок из законов, то и там есть об этом упоминание - это пункты 155 - 164.

Теперь обо всем поподробнее.

Пункт 155. "Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются"
- ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;
- отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза; (Об этом чуть позже)
- проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления;
- проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Это исчерпывающий перечень оснований для досмотра ТС, если сотрудник решил просто так залезть к вам в багажник - это незаконно, поэтому прежде чем открывать багажник, поинтересуйтесь, а каковы основания для досмотра.

Как правило инспектор, которому захотелось залезть к вам в багажник, не скажет вам - хочу провести ДОСМОТР, он скажет вам - хочу провести ОСМОТР. Что это за "зверь" такой?

Оказывается "милицейские" умы, придумали что-то новое и назвали это "ОСМОТР", такого понятия в КоАП нет, это изобретение, которое закреплено в законе "О милиции" и, соответственно перекочевало в Административный регламент, то есть приказ МВД 185.
Пункты 149 - 154 "Осмотр транспортного средства и груза".

Что же такое "Осмотр" и "Досмотр", чем они отличаются, как себя вести во время этих процедур, за чем необходимо строго следить, об этом далее.

Итак, в перечне оснований для "Досмотра" есть такая фраза как: "отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза", поэтому, если инспектор ДПС хочет "Осмотреть" вашу машину, то есть залезть к вам в багажник, а вы ему отказываете в этом, то это есть основание для "Досмотра". В связи с этим рассмотрим детально, что же такое "Осмотр", а уже потом разберемся со страшным словом "Досмотр".

Итак, "Осмотр" - это визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза. То есть, при осмотре ни кто ни дает право сотруднику ДПС каким либо образом, кроме как ВИЗУАЛЬНОГО, обследовать ваш автомобиль, безобидно, правда?
Что же является основанием для проведения "Осмотра":
- ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;
- необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз;
- наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена.

В любом случае у сотрудника ДПС должны быть веские причины начать осмотр транспортного средства.

Осмотр транспортного средства, перевозимого груза осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы. Советую быть рядом с инспектором и внимательно смотреть что он делает, если он начинает ковыряться в вашем багаже, открывать коробки или проводить еще какие-либо действия, кроме ВИЗУАЛЬНОГО осмотра - это нарушение со стороны инспектора, в таком случае можете ему сказать, что это уже не осмотр, а досмотр (подробнее, при рассмотрении понятия "досмотр").

Имейте ввиду, что процессуальные документы о проведении осмотра транспортного средства и груза не составляются, это говорит о том, что осмотр ТС ни какими документами не подтверждается, просто посмотрели и разошлись. Иногда это даже и хорошо, быстренько посмотрел в багажник, ни чего не увидел и отпустил.

По результатам проведения осмотра транспортного средства и груза при отсутствии оснований для осуществления других процессуальных действий дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства. Об этом мы уже говорили раньше, когда рассматривали вопрос о том, на какое время имеет право сотрудник ДПС вас задержать, в данном случае об этом еще раз упоминается, закончил осмотр, нет нарушений, все, отдавай документы и мы поехали дальше.
 
Теперь, что же такое "Досмотр". Тут все намного сложнее.
Во первых, досмотр - это обследование транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности. То есть ломать вашу машину ни кто инспектору не разрешает, раскурочить ваш груз он тоже не может, это уже радует.

Основаниями для досмотра является, например, то, что вы отказали инспектору в осмотре, это ваше право, можете потребовать "Досмотра". Другие пункты перечислены постом выше, повторять не буду.

Пункт 156 приказа МВД №185 четко говорит о том, что досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых, и ни как иначе, если инспектор говорит, что мы сейчас проведем досмотр а потом остановим каких-нибудь таксистов и они распишутся, НЕТ, так быть не должно, пока не будут перед вами стоять двое, которые называются "Понятые", багажник открывать нельзя (это при Досмотре), это в ваших же интересах, чтобы потом не было такого, что на суде вдруг появляются двое "из ларца, одинаковых с лица" и заявляют в один голос: "Да у него этого парашка в багажнике было море". Поэтому за этим следите, сначала двое понятых, потом багажник.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, поэтому просьба инспектора, сходите ка пока в патрульную машину, распишитесь там за то-то, а мы пока тут посмотрим - это незаконно, и более того это опять таки в ваших же интересах присутствовать при досмотре вашего авто.

Пункт 160 говорит о том, что досмотр проводиться только после того как вы, водитель, и ваши пассажиры покинули авто, так что если инспектор просит выйти всех из машины, это законно, не стоит упираться.

О досмотре в соответствии с положениями статьи 27.9 КоАП в обязательном порядке составляется "Протокол о досмотре транспортного средства".

Резюмируем, сотрудник собирается провести досмотр, с этого момента он обязан начать составление протокола и поиск двух понятых, как только понятые занесены в протокол, открываем багажник и инспектор в присутствии этих самых понятых (проследите, чтобы они смотрели за действиями инспектора, а не стояли в сторонке, это в ваших же интересах, не стесняйтесь обращаться к понятым, обращайте их внимание на то, что делает инспектор). Все что инспектор сделал и нашел у вас в машине, должно получить свое отражение в протоколе, по завершении досмотра, вам дадут на подпись этот самый протокол, внимательно прочитайте все что там написано, если с чем-то не согласны, в поле своих объяснений, не стесняясь и не обращая внимания на крики инспектора, пишите то, с чем вы не согласны. Инспектора любят, когда вы заполняете свою часть протокола под их диктовку, это не законно, это ваше право там писать то что вы думаете.

В итоге, вам решать, разрешить ли инспектору провести "Осмотр", либо все так серьезно и вы будете настаивать на проведении "Досмотра", все зависит от ситуации. Лично я в каждом случае смотрю на инспектора, если ему просто нечего делать, а я тороплюсь, ну пусть посмотрит, ни чего страшного в этом нет, но если инспектор явно задумал не доброе, или он явно нарушает мои права, тут я "работаю" по полной, пусть составит протокол, в нем он обязан указать что же явилось основанием для проведения "Досмотра", а вот это он обязан будет уже доказывать в суде, если же он этого не сможет сделать, тут и для прокуратуры будет жалоба, в любом случае зарвавшихся инспекторов надо наказывать по всей строгости закона, а то от нас они требуют соблюдения оных, а сами плевать на них хотели.

Всем удачи на дорогах.
 
А в случае досмотра ТС инспектор не должен оформлять протокол Административного задержания? А то такой досмотр может затянуться, а какие-то пределы должны же быть. Например для выяснения личности могут задерживать до 3 часов (если без пачпорта бродишь по дворам), а водителя же как, обделили правами?
 
Согласно Закона о милиции , сотрудники ГИБДД наделены правом ОСТАНОВКИ транспортных средств. Понятие ОСТАНОВКА фигурирует только в ПДД, определяя остановку как преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут. В юриспруденции есть понятие "Аналогия права", это когда какой то термин не разъяснен в одном законе, то можно применять определение данное в другом законе (если первый закон это прямо не запрещает)
Т.е. ОСТАНОВКА - это до пятит минут, все что больше - это административное задержание.

Для примера:

Заявление
о совершении преступления
сотрудниками милиции

10.07.2009 года в 20часов 50минут я следовал на личном автомобиле Нисан Цефиро г/н ХХХХХХХХХ по улице Станиславского г. Новосибирска. На против дома по адресу ул.Станиславского 7 я был остановлен капитаном милиции Фоменко Сергеем Николаевичем.
Фоменко представился и потребовал мои документы. Я передал ему свое водительское удостоверение, документы на машину, и спросил причину остановки.
Вместо ответа Фоменко потребовал открыть багажник моего автомобиля.
Я сказал, что для проведения досмотра в соответствии ст.27.9 КоАП РФ необходимо составить протокол и пригласить двух понятых.
После этого ИДПС Фоменко потребовал, чтобы я вышел из машины и сел в автомобиль Ниссан Х-трейл г/н Х729КМ54, в котором находился его напарник.
Я это сделать отказался, так автомобиль был явно не патрульный, а личный. Так же я выразил сомнения в том, что ИДПС Фоменко и его напарник в данный момент находятся на службе.
ИДПС Фоменко сказал, что Ниссан Х-трейл г/н Х729КМ54 это автомобиль «скрытого патрулирования», а я веду себя неадекватно и меня нужно проверить на состояние алкогольного опьянения.
Я возражать не стал, но попросил оформить протокол административного задержания, так как прошло уже более пяти минут с момента остановки.
Фоменко отказался составлять протокол, сказав, что это «временное административное задержание», после чего передал мои водительское удостоверение и документы на машину своему напарнику находившемуся в личном автомобиле Ниссан
Х-трейл г/н Х729КМ54. Я попросил напарника Фоменко предъявить удостоверение и составить протокол административного задержания. Напарник Фоменко удостоверение показать отказался , сказал только фамилию – Дмитриев, составлять протокол административного задержания так же отказался.

Меня отпустили только после многочисленных звонков в дежурную часть, когда на место подъехали командир взвода Шустов М. А. и командир роты первого батальона ГИБДД.
Для придания видимости законности своих действий, сотрудниками милиции было проведено освидетельствование меня на состояние алкогольного опьянения.
Освидетельствование показало отсутствие алкогольного опьянения.
С момента остановки , до момента когда мне вернули документы и я смог уехать прошло 1 час 10 минут времени.

На основании ст.11 Закона о милиции, сотрудники милиции наделены правом остановки транспортных средств. Согласно п.1.2 ПДД, «Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.
Все, что длится более 5 минут согласно ч.1 ст. 27.3. КоАП РФ является административным задержанием , то есть кратковременным ограничением свободы физического лица, и может быть применено в исключительных случаях,


Лист___1 из 2х_____________________

если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.5 ст. 27.3. КоАП РФ задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. По факту задержания на основании ст. 27.3. КоАП РФ составляется протокол об административном задержании, в котором указываются в том числе мотивы задержания.

Я был задержан более часа без всяких оснований. Мне не были разъяснены права, не был составлен протокол административного задержания.
У меня в нарушении порядка предусмотренного ст.27.10 КоАП РФ, т.е незаконно, были изъяты документы на автомобиль, и водительское удостоверение. Возможно это было сделано с преступными намерениями изготовить дубликаты документов, с целью последующего хищения принадлежащего мне автомобиля, получения кредита или др.
У меня не было «неустойчивой позы, нарушения речи, изменения окраски лица» и прочих признаков алкогольного опьянения, необходимых в соответствии с Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения

Действия Фоменко и Дмитриева явно превышают их должностные полномочия и повлекли существенное нарушение моих прав и законных интересов. А именно права на личную свободу и свободу передвижения гарантируемые ст.22 и ст27. Конституции РФ.

Требую привлечь Фоменко С. Н. и Дмитриева к уголовной ответственности по ч.2 ст. 286 УК РФ.


Указанные в заявлении факты могут подтвердить:
:
 подошедший через 10 минут на место моего задержания ХХХХХХХХХХ, проживающий 630111 г.Новосибирск
подъехавший на место через 30 минут после моего задержания ХХХХХХХХХХ проживающий 630034 г.Новосибирск

Приложение

1. Копия акта освидетельствования на сотояние алкогольного опьянения на 1 листе в 1 экземпляре.

2. Фотография: «Фоменко отдает мои документы своему напарнику Дмитриеву который находится в автомобиле Ниссан Х-трейл г/н Х729КМ54» на 1 листе в 1 экземпляре.

3. Фотография: «Фоменко прячется от фотокамеры за автомобиль в котором находится его напарник Дмитриев» на 1 листе в 1 экземпляре.
 
Макс, случай типичный, сплошь и рядом такие случаи, сидят вечером после работы в своем личном авто и доделывают план или просто на карман сшибают.

У тебя это реальный был случай, куда жалобу подавал, чем закончилось?
 
Тема наметилась интересная, попробуем разобраться.

Административное задержание.
Данный вид процессуальных действий регламентирован статьями 27.3 - 27.6 КоАП и, соответственно есть это и в Административном регламенте - приказе МВД №185 пункты 192 - 201.

Что же такое административное задержание? КоАП в статье 27.3 пункт 1 определяет административное задержание как кратковременное ограничение свободы физического лица. Также этим же пунктом определено, что задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Сумбур и не понятно, давайте разбираться подробнее.
Еще раз что же такое административное задержание - это принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Только если вы совершили административное правонарушение вас могут задержать, если вы ни чего не нарушали, то и оснований вас задерживать тоже нет.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание не допускается:
- при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
- при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Так что фраза, что могут задержать если ты по дворам без "пачпорта" ходишь, не имеет юридического основания, нет не могут, выше все описано.

Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности.

Если вас задерживают то, как им предписано административным регламентом, они повезут вас в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания административно задержанных лиц (пункт 193).

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Пунктом 200 административного регламента установлено, что уполномоченный осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр и досмотр вещей задержанного лица.
Основаниями для личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследования вещей, проводимого без нарушения их конструктивной целостности, являются:
- наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;
- осуществление административного задержания.
Это пункт 165 административного регламента. А вот в КоАП в статье 27.7 говориться так: "Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения". Ни какого административного задержания тут не указано, опять новшество привнесенное милицейскими умами своим приказом №185.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется в присутствии двух понятых.

Теперь о сроках. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случая осуществления производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
 
Очень интересный момент описывает Макс, по поводу аналогии с ПДД и пятью минутами на остановку.

Попробуем разобраться.

ПДД пункт 1.2 дает определение
"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Теперь разберемся, что же это такое, остановка - это преднамеренное прекращение движения, то есть запланированное и выполняемое по желанию водителя.
Прекращение движения из-за запрещающего сигнала регулировщика, светофора или из-за затора остановкой не считается. Такое прекращение движения можно назвать технологическим или служебным.
Поэтому не стоит путать понятие "остановка" (или вынужденная остановка) с так называемым служебным (технологическим) прекращением движения при запрещающем сигнале светофора, указании регулировщика, выполнении требований дорожных знаков 2.4 "Уступите дорогу" и 2.5 "Движение без остановки запрещено", предоставлении преимущества в движении, а также в пробках и заторах.

В правилах специально включено слово "преднамеренное" для того, чтобы четко указать на то, что речь идет о случае, когда остановка предпринимается по желанию водителя.

Резюмируя, могу только сказать, что нет ни какой аналогии с понятием "Остановка" (или "Вынужденная остановка") в ПДД и понятием "Остановка сотрудником милиции".
 
Уплатить административный штраф на месте теперь вряд ли удастся.
Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который еще не был официально опубликован, то есть он пока еще не вступил в законную силу.
Вносимые им изменения исключают возможность уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.
Уплатить штраф теперь можно только через банк или иную кредитную организацию. Максимальный срок для уплаты штрафа составляет 30 дней со дня вступления в силу соответствующего постановления о назначении административного наказания. Копия этого постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Напомню, что постановление о наложении на вас административного взыскания вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня вручения вам под расписку данного постановления.